За двенадцатый месяц жизни ребенка увеличение в весе должно составить в среднем не меньше 350 г, а в росте -1,5 см. До конца двенадцатого месяца средний вес малыша составляет 10350-10550 г, рост — около 75 см.
Питание ребенка
Хотя ваш малыш уже взрослый, не спешите приобщать его к «взрослой» пище. Малышу не рекомендуют давать колбасу, сосиски, сладкие готовые покупные творожки, кондитерские изделия. Яблока уже можно давать не в тертом виде, а очищенными дольками, чтобы ребенок мог грызть их. Вообще ребенок лучше усваивает фрукты и овощи со своей родной географической зоны. Рацион питания остается без изменений, только следует разнообразить блюда и консистенцию питания. К началу года рекомендуют переводить малыша на 4-х разовое питание, кроме ночного кормления, потому что малыш съедает за одно кормление уже больше, и его суточная норма достигает 1100-1200 мл. Не исключается прикладывания малыша к груди матери по требованию ребенка.
Ориентировочный режим питания
8:00 — грудное молоко 180-200 г, печенье 15 г, сок 50 мл.
11:00 — молочно-крупяная или молочно-злаковая каша 200 г (поочередно давайте каши: перловая, гречневая, рисовая, овсяная, ячневая), сок 30 мл.
15:00 — суп из овощей на мясном бульоне-150-200 г, 1/2 часть желтка, рыбный или мясной котлован/фрикаделька, 50-70 г растительное масло, мясное пюре 10 г, запеканка 50 г.
18:00 — кефир 150-170 г, овощное пюре 50-70 г, печенье 15 г, кисломолочный сыр 30 г.
20:30-21:00 — грудное молоко 100-120 г (от этого кормления ваш малыш может отказаться, тогда необходимо сместить часы приема пищи, а именно: 8:00, 12:00, 16:00, 20:00). Ночное грудное кормление сохраняется.
Как долго еще продолжать грудное кормление?
Ребенок в возрасте 10-12 месяцев, в рацион которого введенны практически все продукты и блюда прикорма, который еще выкармливается грудью, довольно хорошо насыщается, и у него хороший, крепкий ночной сон. Дети этого возраста могут «просыпать» ночное кормление. Если у мамы уже восстановились менструация, то нет особой необходимости умышленно будить ребенка для ночного кормления. Если же менструации не восстановились, то есть смысл разбудить ребенка для ночного кормления, для того, чтобы максимально продолжить лактационную аменорею.
✓ Не спешите отнимать от груди детей этого возраста. Помните, что даже в минимальном количестве материнского молока (около 25 мл) содержится необходимая концентрация иммунных (защитных) факторов, которые оберегают вашего ребенка от заболеваний и аллергии. Ученые всего мира: даже рекомендуют пролонгировать кормление малыша грудью до полутора-двух лет. Но при этом обязательным требованием является рациональное питание с введением всех продуктов и блюд прикорма.
✓ И еще очень важно: при недостатке молока у матери, замедлении темпов увеличения веса, остановки увеличения массы тела или (что еще хуже) дефиците необходимой по возрасту массы тела необходимо решать с вашим педиатром вопрос о назначении так называемых «заменителей» материнского молока в виде современных адаптированных (приближенных к материнскому молоку) смесей. Врач подскажет вам, какую выбрать смесь, и будет контролировать ее переносимость и эффективность.
СОВЕТ! Нельзя кормить малыша только кашами — в них очень много углеводов. Особенно вредная манная каша при постоянном употреблении. Это может привести к трудной форме рахита. Не следует увлекаться жирной и сладкой пищей. |
Сон ребенка
Сон длится 14-15 часов в сутки, из них ночной сон -11-12 часов. Дневной сон длится 2-2,5 часа два раза в день. Некоторые дети отказываются спать днем второй раз и спят только в первой половине дня 2-2,5 часа.
Игры и игрушки
Все более разнообразными и сложными становятся игрушки малыша: он может разбирать и стараться собрать матрешку, большой пластмассовый детский конструктор, катает мяч, возит машину за веревочку. Знакомьте малыша с детскими книжками-раскладками и не допускайте, чтобы ребенок рвал книжки.
Возбудимых детей хорошо успокаивают мягкие игрушки, которые необходимо регулярно стирать. Играя со строительными блоками, познакомьте малыша с простыми геометрическими фигурами: куб, цилиндр, пирамида. В этом возрасте ребенок любит играть кубиками, укладывая их один на другой; надевать колесики на стержень. Ребенку приятно слушать музыку, особенно классическую и детские песенки. Простые мелодии, веселые слова помогут развить музыкальные способности ребенка, его слух и речь.
Гимнастика ребенка от 11 до 12 месяцев
На двенадцатом месяце жизни сохраняется предыдущий комплекс упражнений, который выполняет регулирующую и координирующую функции в развитии движений. По мере развития двигательных участков центральной нервной системы усложняется координация движений. Все более сложные и трудные упражнения становятся доступными и необходимыми ребенку, в частности, упражнение «мост».
Ребенок лежит на спине. ему медленно сгибают ноги до прямого угла и упирают ступни в стол. Потом подводят свою правую ладонь под спинку ребенка, и легенькими вибрирующими движениями прогибают ее вперед. При этом малыш активно поднимает туловище, слегка опираясь на голову и стопы. Цель упражнения — укрепление мышц шеи, затылка, туловища и ног. Упражнение прогибания туловища из положения лежа на животе стимулирует тонус другой группы мышц туловища и конечностей. Рука взрослого лежит на ягодицах ребенка слегка прижимая их к столу, а другой рукой, подложенной под грудь, он поднимает верхнюю часть тела. Потом ребенок снова поворачивается в исходное положение. Вторая часть упражнения делается так: левая рука взрослого на лопатках ребенка, правой он поднимает нижнюю часть тела за стопы.
После этого ребенок снова поворачивается в исходное положение. Упражнения с прогибанием туловища довольно сложное, и его следует повторять сначала 1-2 раза, а до конца месяца — 3-4 раза.
Мускулатура поясничной области позвоночника и пояса нижних конечностей укрепляется упражнением пассивного вращения обеих ног в тазобедренных суставах. Ребенок лежит на спине. Ноги его сгибаются в тазобедренных суставах. Взрослый держит ноги за голени и медленно поворачивает то в левую, то в праву стороны так, чтобы колена описывали окружность.
Впервые вводится такое упражнение как активное приседание. Поддерживая ребенка за руки, побуждайте его самостоятельно приседать и вставать.
Комплекс упражнений для вашего годовалого малыша надо разнообразить разными игровыми моментами: привлекать внимание яркими игрушками, разговаривать с ним, поощрять, объяснять действия, напевать, танцевать и включать бодрую маршеподобную музыку.
Поход к педиатру
Плановый осмотр педиатра в конце месяца. Советы по режиму дня и питанию. Консультация врача. Измерение динамики физического развития малыша.
Прививка
В этом месяце проводятся прививки против краснухи, паротита, кори.
Возможные проблемы
-
Вы, наверное, обратили внимание, что стопа вашего малыша плоская. Не следует беспокоиться, у малыша нет плоскостопия. Подобная форма стопы в этом возрасте объясняется наличием под кожей «жировой подушечки», и, когда ребенок начнет ходить, она исчезнет, и останется только обозначение свода стопы.
-
При ходьбе ваш ребенок ходит «некрасиво», расставляя широко ножки, а ручки раскидывает в сторону. Если вас одолевают сомнения в правильности походки, не дают покоя мысли о тазобедренном вывихе суставов — обратитесь за консультацией к педиатру.
Обратитесь к врачу, если до конца 12-го месяца малыш:
- не старается вставать;
- не проявляет никакого интереса к окружающим его людям и к игрушкам;
- не может взять предмет, когда смотрит в другом направлении.
На прогулке
Важным фактором воспитания становится одежда ребенка — уже в этом возрасте его необходимо приучать к аккуратности, воспитывать эстетическое чувство. На прогулку в холодную пору года наиболее рациональна одежда в «три пласта» — домашняя одежда, шерстяная кофточка с рейтузами и утепленный комбинезон или пальто. Такая одежда способствует активному поведению малыша на прогулке — он толкает санки или коляску, копает снег лопаткой. Летом можно предложить ребенку насыпать песок в формочки, покатать мяч. Во время прогулки обращайте внимание ребенка на все, что происходит вокруг, что важно и понятно для него — явления природы, других людей, машины. Чем старше ребенок, тем более прогулка его, должная не только закалять, но и воспитывать.
✓ Интерес к ходьбе. Если ребенок выражает желание ходить, вы должны помочь ему полюбить новый вид движения. Прежде всего нужно перестать использовать коляску, кроме тех случаев, когда в ней есть необходимость. Подобный период довольно сложный, потому что оказывается, что помогать ребенку в ходьбе не так-то просто. Самое лучшее время для этого — дневная прогулка. Выберите для вашего путешествия цель, например квартал, где находится ваш дом. Сначала пройдите 50 метров, потом понемногу увеличивайте расстояние. Вы должны все время держаться бодро и уверенно. Это должно добавить смелости малышу.
Итоги месяца
-
Масса тела к году должна увеличиться в три раза по отношению к массе при рождении.
-
Ребенок хочет самостоятельно стоять и ступать или же ходит самостоятельно.
-
Улучшается координация движения его пальцев.
-
К этому возрасту малыш может концентрировать свое внимание на 5-10 минут, а то и больше. Поддерживайте это умение, не отвлекайте малыша и не мешайте. Однако, если ребенок хочет общения, помогите ему, поиграйтесь, позанимайтесь с ним.
-
Ваш малыш знает свое имя и имена близких. Ищет взглядом, если попросить его найти маму, отца, бабушку.
-
С удовольствием «читает» книги, журналы — перелистывая страницы. Но также любит мяты и рвать бумагу.
-
Ребенок довольно развит, чтобы проситься на горшок. Не забывайте, каждый ребенок делает это индивидуально: кто-то кричит, кто-то начинает себя неадекватно вести. Кто-то кряхтит и т.д. Прислушивайтесь к малышу.
-
При занятиях с игрушками действия малыша уже неодносложные: он надевает и снимает кольца с пирамидки, открывает и закрывает коробочки, вкладывает в них что-нибудь, вынимает их содержимое. Находит и дает игрушку или предмет. Преимущество отдает игрушкам, с помощью которых происходят действия: убаюкивает и кладет спать куклу, катает ее на машинке.
-
Без посторонней помощи пьет с чашки.
-
Умеет связывать название предметов с местом их пребывания: птица в небе.
-
К концу года словарный запас у некоторых детей составляет 10-15 коротких слов, а у других — 3-4. Ребенок может активно пользоваться словом «дай!» и очень обижается, если не получает желаемое. Увеличить запас слов ребенок можно только в общении со взрослыми и другими детьми. Поэтому нужно чаще обращаться к нему, давать разные задачи. Уже в этом возрасте необходимо приучать ребенка понимать слово «нельзя».